Жестовая азбука, или дактиль, появилась задолго до изобретения кино и интернета. Первые упоминания о ней относятся к XV веку.
Один из первых известных педагогов, применявших пальцевую азбуку для обучения глухих детей, — испанский монах Педро Понсе де Леон. Его работа положила начало использованию дактиля в образовании. Впоследствии дактильная система получила развитие во Франции, США и других странах, где были разработаны собственные национальные варианты.
Дактиль — это система, в которой каждой букве алфавита соответствует определённое положение пальцев. Он широко используется в сочетании с жестовым языком для передачи имён, заимствованных слов, терминов и аббревиатур.
В Кыргызстане используется русская дактильная система, являющаяся частью русского жестового языка. Обучение дактилю осуществляется в рамках подготовки сурдопереводчиков, а также в школах и кружках жестового общения.
Жестовая и дактильная азбука — это не только средство коммуникации, но и важный инструмент социализации для лиц с инвалидностью по слуху.


